ИНСТИТУТ ОФИЦЕРСКИХ СОБРАНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Часть 2. Роль традиций и ритуалов в профессиональном воспитании сотрудников органов внутренних дел

Ведущую роль в воспитании сотрудников ОВД, две трети которых составляет молодежь, играют традиции и ритуалы, проводимые в ОВД.

Воспитание офицеров ОВД Республики Беларусь в духе патриотизма, беззаветного служения Родине, верности Присяге, гражданскому и служебному долгу предусматривает обязательное использование примеров прошлого, боевых и служебных традиций ОВД, современных героических будней. Этот процесс невозможен без целенаправленного воздействия на мысли и чувства офицеров. Особую роль в повышении эффективности такого воздействия играют традиционные служебные (офицерские) ритуалы.

«Офицер» (лат. officium – должность, officiarius – должностное лицо) – должностное лицо таких силовых структур, как вооруженные силы или полиция (милиция), прошедшее специальную подготовку к службе, получившее соответствующее образование, воинское или специальное звание и имеющее право занимать соответствующую должность по профилю своей подготовки.

«Ритуал» (лат. ritualis – обрядовый, ritus – торжественная церемония, культовый обряд) – одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в «далеких» культурах, прежде всего архаических и традиционных.

«Традиция» (обычай) (лат. traditio, tradere – передавать) – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Традиции – это не просто история, а могучее средство воспитания, поддержания и передачи бесценного наследия, преемственности и связи времен.

В качестве традиций могут выступать определенные нормы поведения, ценности, обряды, обычаи.

Традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, они являются мощными средствами стабилизации утвердившихся общественных отношений, исполняют роль социальных механизмов передачи новым поколениям отношений старших поколений, воспроизводят в жизни молодых поколений эти отношения, становятся своего рода хранителями достижений прошлого.

Особенно актуальным в наше время видится высказывание Ф. Э. Дзержинского в адрес чекистов прошлых лет, которое может и должно стать лозунгом сотрудников всех правоохранительных органов: «… чекистом может быть только человек с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками».

В своих взаимоотношениях люди всегда придерживались определенных правил, которые возникли в процессе общественного развития как способы общения между людьми.

Эти нормы и правила поведения нашли свое отражение в традициях, обычаях, ритуалах. Иногда эти понятия отождествляются, поэтому необходимо рассмотреть понятия традиций, обычаев и определить их соотношение с понятием ритуала.

В обществе постоянно происходит смена поколений. Каждое старшее поколение оставляет для грядущих не только материальные ценности, достижения науки и культуры, а также обычаи, нормы поведения, правила взаимодействия между людьми и коллективами. Многие обычаи, как эстафета, передаются из поколения в поколение, приобретают устойчивый характер, становятся неписаным законом общества, его традициями. Слово традиция происходит от латинского — (traditio), что означает передача, повествование.

В словарях и литературе дается много определений понятию «традиция».

В философском энциклопедическом словаре дано следующее определение: традиция — исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени. Таким образом, традиции охватывают объекты социального наследия (духовные ценности).

А. Кривицкий в своей работе «Традиции русского офицерства», изданной в 1946 г., определяет традиции как «духовный комплекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем».

Известный педагог и писатель А. Макаренко, рассматривая традиции с точки зрения социальной роли, характеризует их как «социальный клей», соединяющий воедино разрозненные части. Соединение осуществляется посредством следующих элементов и механизмов:

идеалов, культивируемых в данной среде;

взглядов по принципиально важным вопросам;

привития соответствующих вкусов;

соблюдения общепринятых норм поведения и действий;

приверженности к соответствующим обычаям;

соблюдения наиболее важных профессиональных ритуалов.

В тесной связи с понятием «традиция» находится понятие «обычай». В настоящее время мы являемся свидетелями широкого распространения понятия «традиция» во всех областях общественной жизни. Им пользуются, когда речь идет об устойчивых, повторяющихся сторонах, свойствах, отношениях, явлениях социальной действительности. Употребление в массовом масштабе термина «традиция» заметно вытесняет из нашего лексикона понятие «обычай». Объясняется это не модой, а объективными историческими обстоятельствами. Дело в том, что в ходе исторического развития общества сфера действия обычаев сужается, а сфера традиции становится шире. Кроме того, когда говорят, что всякий обычай есть вместе с тем и традиция, но не всякая традиция — обычай, следует иметь в виду еще одно обстоятельство: обычаи не способны изменяться, структурно перестраиваться обогащаться новыми компонентами так же быстро как традиции. Таким образом, взаимоотношения так, что смысловую нагрузку «обычая» все чаще принимает на себя более глубокое и емкое понятие «традиция».

Итак, термины «традиция» и «обычай» связаны друг с другом отношением тождества и различия. Совпадения их заключается в том, что оба служат выражением общего, повторяющегося, массового, то и другое означают также норму, правило, действие которых не обеспечивается социальным аппаратом власти, что характерно для государственных законов.

Термин «традиция» по сравнению с «обычаем» является более универсальным, пригодным для всех случаев, на которые по тем или иным причинам не распространяется понятие «обычай».

Как мы выяснили, традиции — это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи и нормы поведения людей. Эти нормы, развиваясь, могут становиться моральными законами не только для отдельных людей, но и для целых коллективов, классов, народов. Исторически сложившиеся традиции имеют силу неписаных законов. По существу, всем сферам духовной жизни общества свойственны элементы традиционности.

Вместе со всем положительным, что достигнуто прежним поколением, молодое поколение, на основе подражания старшим и уважения к их жизненному опыту, усваивает и сложившиеся традиции.

Преемственность поколений является закономерностью развития общества. Это двусторонний процесс, в котором призвание старших — передавать молодой смене все лучшее, что накоплено за многие годы борьбы и труда, воспитывать у нее высокие моральные качества, чувства гражданственности, способность превыше всего ставить интересы Родины, готовность с оружием в руках защищать свое Отечество. Долг молодежи — достойно и бережно относиться к тому, что завоевано старшими, глубоко освоить суть осуществленных в нашей стране преобразований, уметь приумножить это в повседневных буднях.

В литературе, в основном, рассматриваются три основные группы традиций: революционные, боевые или военно-патриотические и трудовые. Однако в обществе имеются и другие традиции: профессиональные, семейно-бытовые, национальные, спортивные, традиции искусства, литературы и т. д. Эти традиции — исторически сложившиеся обычаи и моральные правила, ставшие нормой поведения народа в военное и мирное время, активно побуждающие их образцово выполнять свой долг, честно и добросовестно служить своему народу, Родине.

Наиболее зримо и действенно традиции проявляются в период потрясений, резкого перехода к новым экономическим отношениям, в чрезвычайных ситуациях в боевой обстановке и трудовых буднях.

Традиции офицерского корпуса — это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, профессиональные и моральные правила, ставшие нормой поведения офицерского состава в боевой обстановке и в мирное время, активно побуждающие военнослужащих образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить Родине.

Традиции ОВД неотделимы от традиций нашего народа. Они возникли и сложились в ходе исторического развития общества, в процессе укрепления общественного строя и правопорядка. Это моральные правила и обычаи, побуждающие сотрудников честно и самоотверженно выполнять свой служебный долг.

Источником этих традиций являются общественный и государственный строй, патриотизм.

Последние годы были годами дальнейшего совершенствования деятельности органов внутренних дел. Это нашло выражение, прежде всего в процессе укрепления кадров, в повышении их профессионального, общеобразовательного и культурного уровня.

Представление о моральном опыте, воплощенном в чести, долге и профессиональном достоинстве работника ОВД будет неполным, если рассматривать эти важные для практики понятия вне связи с историческим опытом русской полиции. Учитывая этот опыт можно с уверенностью утверждать, что во все времена существовала проблема моральных качеств полицейского, объективная потребность передачи нравственного опыта зрелых профессионалов молодым кадрам. Этому вопросу столько же веков, сколько существует милиция.

Еще в допетровские времена в России закладывались традиции в отношении к государственной службе (государевой, как говорили тогда) по противодействию преступлениям, по охране общественного порядка, как делу «благому», достойному, почетному, важному для всех граждан. До пришедшего с запада слова «полиция» эта служба именовалась по русски — служба благочиния. В «Наказе о градском благочинии» 1649 года впервые появился этот термин в качестве обозначающего благопристойность, общественный порядок — как цель деятельности службы, названной впоследствии полицией. Там же изолгались и требования к качествам должностных лиц. В наказе говорилось об обязанностях и поведении тех, кто должен был обеспечивать «общее спокойствие» (объезжий голова, решеточный приказчик, уличный сторож, стрельцы): «…во всех улицах и по переулкам в день и ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и переулках бою и грабежу … и иного какого воровства … не было».

Требование к любому работнику государственной службы, в том числе к чинам полиции, прогрессивный реформатор Петр первый выразил в емкой и лаконичной формуле: «Честь — в службе Отечеств».

Убедительные примеры внимания к моральному облику, чести и достоинству рядового и начальствующего состава русской полиции.

В полиции дореволюционной России широкое хождение имел адаптированный для нижних чинов карманный по формату «Букварь современного городового» — справочник, помощник, наставник. Он содержал введение и 60 статей.

Молодой, начинающий работник полиции имел возможность в свободную минуту спокойно и обстоятельно вчитаться в эту крайне полезную «малую полицейскую энциклопедию». Довольно полное представление о так называемом «букваре» дают хотя бы четыре статьи, посвященные правилам, нормам служебного поведения полицейского, нравственным нормам-ориентирам, нормам-образцам, нормам-запретам. Это статьи 27, 28, 40 и 41.

Обязанности полицейского: 1) Точно и беспрекословно исполнять законное приказание своего начальника. 2) Вежливо и почтительно относиться к публике, стараясь как можно точнее и определеннее ответить на все вопросы, изъявляя всегда готовность оказать законное содействие. 3) При первой возможности донести начальнику обо всем замеченном, слышанном и виденном. 4) Всегда говорить только правду и, действуя как свидетель, ничего не утаивать и ничего не прибавлять. 5) Иметь при себе записную книжку и карандаш, в которую записывать все относящееся к пришествиям и явлениям, о которых придется свидетельствовать на суде. 6) Неправда — это самая серьезная хула для полицейского служащего. 7) В случае неуверенности — исполнить ли чье-либо требование об аресте, пригласить всех заинтересованных в участок, где вопрос разрешится офицером. 8) В случае необходимости действовать самостоятельно: делать все скоро, энергично и решительно, иначе помощь может оказаться лишней.

Обязанности полицейского внеслужебные те же, что и на службе: предупреждать и обнаруживать преступления всеми возможными способами, и все время помня о достоинстве своей профессии и цели, быть на страже интересов общества.

Проступки служащего в полиции сводятся к следующим формам: 1) Пьянство на службе, так и вне службы. 2) Неповиновение к старшим. 3) Неисполнение обыденных правил и уставов. 4) Непочтение к старшему. 5) Ненужное вмешательство. 6) Лишняя грубость к арестованным. 7) Невежливость и бранные слова. 8) Сообщение частному лицу о полученном приказании или происшествии и положении дела. 9) Дача сведений, могущих повлиять на дело во вред службе. 10) Отлучка с поста или небрежное отношение к нему. 11) Нерадение при необходимости немедленного арестования злоумышленника. 12) Болтовня и разговоры на службе. 13) Прием вознаграждения без доклада о том. 14) Самовольная отлучка из участка. 15) Ссоры с товарищами. 16) Неправильное исполнение служебных обязанностей. 17) Забыть записать необходимые имена и адреса и подробности по уголовному делу или случаю. 18) Неподача помощи заболевшему или при несчастном случае. 19) Занимать деньги и давать взаймы старшим. 20) Проступки приносящие служебный вред.

Почитав положения «букваря» очевидно, что, несмотря на старомодный стиль изложения, по своему содержанию они звучат абсолютно современно.

Это сравнительно поздний документ, датированный 1915 годом, имеет своих, не менее интересных, предшественников в виде наказов, уставов, руководств для полицейских чинов. И в каждом из них есть постепенно развивавшаяся система правил поведения полицейского, нравственных норм его деятельности, отношения к долгу, чести, своему профессиональному достоинству и достоинству граждан.

Высокие моральные качества личного состава милиции с особой силой проявились в годы Великой Отечественной войны. Под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Новороссийском, у стен Одессы, Киева, Севастополя, Тулы — повсюду, на фронтах и в глубоком тылу оккупантов отважно сражались с врагами дивизии, полки, батальоны внутренних войск, сотрудники милиции. Многие бойцы и командиры этих формирований удостоены высших воинских отличий. За боевые подвиги на фронте и в тылу 270 тысяч солдат правопорядка были награждены орденами и медалями, среди них около 70 Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. За доблесть и мужество, проявленные в период войны, милиция Москвы и Ленинграда награждена Орденами Красного Знамени.

По окончании войны советский народ принялся за восстановление разрушенного народного хозяйства. В этот период времени, когда серьезно обострилась оперативная обстановка в стране, органам милиции надо было решать сложные задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, чтобы наш народ мог спокойно работать и отдыхать. Но, несмотря на все трудности, сотрудники милиции честно и добросовестно несли свою нелегкую службу, помня заветы старших поколений, свято соблюдая прогрессивные традиции, постоянно их укрепляя и развивая.

И сегодня жизнь на каждом шагу дает нам примеры героического, самоотверженного исполнения служебного долга сотрудниками ОВД.

Одной из основных традиций сотрудников ОВД является верность присяге, мужество и героизм при исполнении служебного долга. Эти нравственные требования сконцентрированы в Присяге. В 20 — 30 годы на рукоятках клинков сотрудников было выгравировано: «Без нужды не вынимай, без славы не вкладывай». Эти слова можно считать девизом для всех владеющих оружием.

Каждый сотрудник ОВД должен твердо помнить: оружие вручается ему не в собственность и не в бесконтрольное владение, а только для решения строго определенных задач, для защиты интересов граждан и борьбы с преступностью. Оружие не игрушка, владение им не расширяет права сотрудника, а налагает на него обязанности и высокую ответственность.

Безнаказанность в малом проступке создает опасные изменения в сознании, развращает человека, он морально опускается, и, наконец, совершает серьезное нарушение. Этого не произойдет, если весь коллектив, все сослуживцы будут по-товарищески непримиримы к проступкам и принципиальны в оценке действий провинившегося сотрудника.

Другие славные традиции — коллективизм, товарищество, взаимная выручка при выполнении служебных задач. Эти традиции формировались и передавались из поколения в поколение нашим народом. «Человек без друзей, что дерево без корней», «Сам погибай, а товарища выручай», — так говорится об этом в народных пословицах.

Солидарность, товарищеская взаимовыручка, чувство локтя, готовность к самопожертвованию во имя общего дела — эти качества всегда, с первых дней создания рабоче-крестьянской милиции, отличали сотрудников ОВД.

Замечательная традиция ОВД — строжайшее соблюдение законности, уважение прав и достоинства граждан.

Сущность законности в строгом соблюдении и добросовестном исполнении законов всеми государственными учреждениями, общественными организациями, должностными лицами, которые должны проявлять заботу о защите прав и интересов граждан нашей страны, а также в обязанности каждого гражданина строго соблюдать законы и установленные правила, активно участвовать в поддержании и укреплении правопорядка.

Сотрудник ОВД, являясь должностным лицом, наделен особыми государственно-властными полномочиями и выступает от имени государства. Следовательно, он должен хорошо знать и понимать законы, нормативно-правовые акты, приказы, инструкции и другие руководящие документы. Он должен уметь правильно применять их, действовать в пределах предоставленных ему прав и полномочий.

Важнейшая из традиций белорусской милиции — патриотизм, беззаветная преданность Родине. Быть преданным своей Родине означает для сотрудников органов внутренних дел беззаветно выполнять свой служебный долг, превыше всего ставить интересы народа, не щадить своей жизни в борьбе за укрепление правопорядка в стране.

Ритуал (от латинского слова — обрядовый) — составная часть обряда, исторически сложившаяся форма сложного символичного поведения, упорядоченная система действий.

Таким образом, ритуал по отношению к традиции, обычаю, обряду и церемониалу может быть определен как своеобразные обрядово-церемониальные, строго регламентированные, закрепленные в законах традиционные действия и нормы поведения людей.

Ритуалы зародились на основе трудовой деятельности и общественных отношений первобытного общества, органически соединяя в себе пляски, музыку, песни. Первые ритуалы удовлетворяли определенные потребности людей в самовыражении, передаче чувств и переживаний. Древние ритуалы справедливо считают одной из форм первобытного искусства, специфической формой эстетического освоения действительности.

Каждый из древних ритуалов представляет собой совокупность церемоний — торжественных и торжественно-траурных шествий, торжественных приемов и обрядов — традиционных действий, связанных с выполнением определенных общественных актов, традиционных игр, развлечений. Выполнение ритуалов диктовалось силой общественного мнения.

Каждая последующая общественно-экономическая формация имела свои ритуалы, которые утверждались, совершенствовались и развивались.

В современных условиях ритуалы эмоционально выражают смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества.

В ОВД ритуалы нашли широкое применение. Они реализуются в форме условных и символических действий, строго регламентированных сначала обычаями и общественным мнением, а затем законами и нормативными документами МВД.

Под служебными ритуалами принято понимать исторически сложившиеся, устойчивые, передающиеся из поколения в поколение виды традиций, реализующиеся в форме условных или символических действий, строго регламентированных сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Ритуалы выражают внутренний смысл традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни данного общества, олицетворяют социальные отношения и существующий социальный порядок, то есть являются более детальным выражением традиций.

В органах внутренних дел в современных условиях под ритуалом понимают сложившийся на протяжении многих лет устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регулируемых законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми и иными правовыми актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь, обычаями, традициями ОВД, общественным мнением.

Ритуалы призваны формировать у сотрудников личную ответственность за добросовестное исполнение служебного долга, воспитывать гордость за принадлежность к службе в органах внутренних дел, способствовать пропаганде героики профессии стражей правопорядка и поддерживать позитивный имидж сотрудника ОВД в обществе.

Ритуалы оказывают на их участников огромное эмоционально- психологическое воздействие. Им присущи торжественная приподнятость, красота и величественность.

В целях сплочения служебных коллективов, защиты чести и достоинства офицеров, повышения мотивации офицеров к выполнению задач при строгом соблюдении дисциплины, приумножения офицерских традиций в ОВД созданы офицерские собрания. Одной из основных форм работы офицерского собрания является организация и проведение традиционных служебных (офицерских) ритуалов. Роль офицерских собраний, особенно их председателей и председателей советов, в организации и проведении ритуалов должна быть определяющей и очевидной. Вместе с тем на таких мероприятиях чувство ответственности каждого из офицеров за своего товарища, честь своего мундира и честь служебного коллектива должны быть главенствующими.

Все мероприятия офицерского собрания, в том числе организация и проведение ритуалов, строго соответствуют законодательству Республики Беларусь, нормативным правовым и иным правовым актам Министерства внутренних дел Республики Беларусь, и направлены на воспитание офицеров, повышения престижа службы и имиджа ОВД.

На мероприятия, проводимые офицерским собранием, могут приглашаться сотрудники, не являющиеся его членами, офицеры запаса (в отставке), члены семей офицеров, курсанты учреждений образования МВД, гражданский персонал ОВД, представители государственных органов, общественных объединений, религиозных организаций, другие лица. Порядок приглашения гостей определяется на заседании совета офицерского собрания. Офицер, пригласивший гостей, должен их представить другим участникам мероприятия офицерского собрания.

В ОВД признаны и получили свое распространение следующие ритуалы:

торжественный ритуал выпуска офицеров учреждений образования МВД;

офицерский ритуал по приему в офицерское собрание офицеров, прибывших в ОВД для дальнейшего прохождения службы;

торжественный ритуал вручения табельного оружия;

офицерский ритуал при присвоении специального звания;

офицерский ритуал при вручении государственных наград, холодного оружия, нагрудных знаков, объявления других поощрений;

офицерский ритуал при назначении на высшую должность;

торжественный ритуал возложения венков, цветов (корзин, гирлянд с живыми цветами) к памятникам боевой славы, мемориалам (памятникам, памятным знакам, обелискам, стелам);

офицерский ритуал при проведении государственных праздников и профессиональных праздничных дней;

офицерский ритуал проводов со службы в запас или отставку; отдание воинских почестей при погребении офицера.

101

102

103

104

К рекомендательным ритуалам относятся:

офицерский ритуал по случаю празднования юбилейной даты (дня рождения), знаменательной даты офицера;

офицерский ритуал по случаю заключения брака;

офицерский ритуал по случаю рождения ребенка.

Вышеуказанные ритуалы отображают торжественность переживаемого момента и их внутренний смысл, выражают содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни и деятельности офицеров.

Хорошо организованные и четко проведенные ритуалы вызывают у офицеров высокие патриотические чувства, гордость за принадлежность к офицерскому корпусу и ОВД, вдохновляют на добросовестное исполнение служебных обязанностей. Чем выразительнее форма ритуала, тем сильнее его влияние на чувства и сознание сотрудников. Ритуалы должны отличать эмоциональность, целостность, точность в выражении содержания. Они призваны обеспечить выполнение важнейшей задачи – достижение высокой степени мотивационной готовности личного состава к безусловному выполнению служебных задач. Большое положительное влияние они также оказывают на родственников офицеров и всех лиц, участвовавших или ставших свидетелями их проведения, служат повышению авторитета ОВД среди населения, укреплению положительного имиджа сотрудника ОВД.

К подготовке ритуалов предъявляется ряд требований. Их выполнение поможет провести торжественный ритуал на высоком организационном уровне и позволит достичь максимального воспитательного воздействия на офицера.

Как правило, решение о проведении ритуала принимает начальник ОВД (председатель офицерского собрания). Оно может быть выражено в соответствующем приказе, распоряжении или отражено в плане (плане — сценарии).

В приказе (распоряжении), плане (плане — сценарии) определяются место и время проведения ритуала, состав участников, ответственные за его подготовку и проведение, форма одежды, а также (для плана — сценария) описывается ход проведения мероприятия и т. д.

Если подготовка ритуала требует участия нескольких органов (подразделений, служб) внутренних дел, то в этом случае целесообразно разработать общий план организационного обеспечения мероприятия. В нем оговариваются сроки и ответственные исполнители конкретных подготовительных мероприятий, в том числе порядок взаимодействия с представителями средств массовой информации по освещению проводимого ритуала.

В случае проведения ритуала в общественных местах с массовым привлечением сотрудников и гражданских лиц в обязательном порядке предусматриваются меры по охране общественного порядка и безопасности.

Организаторы готовят план-сценарий (порядок проведения) ритуала, который утверждается начальником ОВД, и при необходимости согласовывается с соответствующими структурами органов государственной власти, руководством общественных организаций и формирований.

В ходе подготовки и проведения ритуалов следует учитывать, что порядок выполнения приветствия, различных строевых приемов (выход из строя и возвращении в строй, подход к начальнику и отход от него), движения сотрудников с оружием и без него регламентируется Строевым уставом Вооруженных Сил Республики Беларусь, требования которого распространяются и на сотрудников ОВД.

Безусловно, жизнь и практика постоянно ставят перед ОВД новые задачи, поэтому необходимо постоянно совершенствовать процесс воспитательного воздействия на сотрудников. При организации и проведении ритуалов важно, чтобы они отвечали современным реалиям, учитывали интересы сотрудников, содействовали сплочению служебных коллективов, утверждению товарищеских отношений, укреплению и развитию осознанной дисциплинированности, организованности, воспитанию высокоразвитого чувства ответственности и служебного долга.

Анализируя, многовековую историю деятельности офицерских собраний и роль традиций в воспитательном воздействии на сотрудников можем сделать следующий вывод. На сегодняшний день существует характерная размытость в соотношении и содержательном определении понятия традиция, если мы говорим об офицерском корпусе. Существует множество подходов к их классификации. Выделяют такие понятия, как воинские традиции, служебные традиции, традиции офицерского корпуса и др. Как правило, традиции офицерского корпуса рассматриваются как элемент воинских традиций, и не могут в полной мере, применимы к деятельности органов внутренних дел. Традиции органов внутренних дел обладают как общими, так и специфическими признаками. К общим признакам относится:

относительная самостоятельность, так как традиции тесно связаны с другими традициями, существующими в обществе;

массовость, в традициях отражаются интересы и потребности широких социальных слоев в обеспечении безопасности страны. Единичный факт не может быть традиционным, один человек не является субъектом традиций. Они принадлежат социальной группе, обществу в целом, так как важнейшим механизмом их функционирования является общественное мнение;

преемственность (повторяемость), т.е. передача того, что сложилось и утвердилось ранее, последующим поколениям. Традиции выступают как связь прошлого, настоящего и будущего;

эмоциональность, проявляясь в предметно-ритуальном выражении, многие из них овеяны духом приподнятости, красотой и величием.

К существенным специфическим чертам, относится те, которые определяются спецификой деятельности ОВД, возложенными на них задачами.

Гуманное отношение к гражданам, оказание помощи и поддержки семьям погибших сотрудников, взаимовыручка коллег по службе, попавших в экстремальную ситуацию выступают одним из направлений сформированных современных традиций ОВД. Приобретают новое значение традиции неукоснительного соблюдения законности в профессиональной деятельности и повседневной жизни сотрудников, постоянное совершенствование профессионального мастерства; шефство личного состава ОВД над детскими домами, школами-интернатами с оказанием материальной и моральной поддержки воспитанникам. Отчетливо стала проявляться традиция поддержки и укрепления связей ОВД со средствами массовой информации, творческими союзами, деятелями литературы и искусства, учреждениями культуры. Она реализуется в формах ежегодных конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации истории милиции, трудной и героической службы сотрудников, конкурсах литературно-художественных произведений о деятельности милиции, учреждении региональных ведомственных премий для деятелей литературы и искусства и др.

Продолжение следует.

 

Выдержки из диссертационного исследования

подполковника милиции Данильченко А.М.