Ohrana_logo-768x461

Закон Республики Беларусь от 08 января 2018 года № 95-З

Закон Республики Беларусь от 08 января 2018 года № 95-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».

 

Закон содержит ряд положений, направленных на смягчение административной ответственности в экономической сфере.

Так, статьей 1 Закона в ряде статей КоАП снижается верхний и нижний пределы штрафов за совершение административных правонарушений (пункты 16,20, 21, 31, 40 и др.), расширяется возможность применения альтернативной штрафу меры в виде предупреждения (пункты 19, 21, 25, 31, 37 и др.).

Законом существенно сокращается сфера применения конфискации.

В ряде норм КоАП, предусматривающих ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 12) и против порядка таможенного регулирования (глава 14), исключается административное взыскание в виде конфискации имущества (пункты 45, 48, 49, 55, 64 и другие пункты статьи 1 Закона).

При этом обязательная конфискация сохраняется только в отношении вещей, изъятых из оборота, в отношении остальных товаров конфискация может применяться по усмотрению правоприменителя либо заменяется штрафом, размер которого определяется в процентном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения. Кроме этого устанавливается возможность частичной конфискации дохода, а не всей его суммы.

Из статьи 6.12 КоАП исключается примечание, запрещающее замену конфискации на взыскание стоимости в отношении административных таможенных правонарушений (пункт 7 статьи 1 Закона), что дает основание при рассмотрении дел о таких правонарушениях шире применять взыскание стоимости как вид административного взыскания.

Вносимые законодателем изменения направленные на создание более благоприятных условий для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и обеспечение гарантий защиты права собственности, приобретенной на законных основаниях, а также исключение практики обращения в доход государства имущества в случае неустановления лица, совершившего правонарушение, в том числе конфискации имущества, принадлежащего добросовестному приобретателю.

Законом закрепляются условия привлечения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к административной ответственности. Так, устанавливается, что за совершение административных правонарушений в экономической сфере указанные субъекты привлекаются к административной ответственности при наличии условий, свидетельствующих о причинении вреда жизни или здоровью людей, либо существенном характере причиненного имущественного вреда, а также при наличии других обстоятельств, исчерпывающий перечень которых определяется в статье 4.8. КоАП, излагаемой в новой редакции пунктом 3 статьи 1 Закона.

Кроме этого определяется перечень оснований для освобождения от ответственности при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда (пункт 4 статьи 1 Закона).

Изменения и дополнения, вносимые Законом (статья 2) в ПИКоАП, направлены на совершенствование порядка административного процесса, уточнение прав и обязанностей его участников, а также порядка исполнения административного взыскания.

Уточняется компетенция государственных органов и их должностных лиц по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях с учетом структурных изменений органов, ведущих административный процесс, а также правоприменительной практики.

Так в новой редакции излагаются часть 1 статьи 3.6 и пункт 1 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, определяющие компетенцию органов внутренних дел по делам об административных правонарушениях; из подведомственности органов внутренних дел исключаются административные правонарушения, противодействие которым не связано с реализацией этими органами возложенных на них законодательными актами функций по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (пункты 2, 20 статьи 2 Закона).

В новой редакции излагаются также часть 1 статьи 3.8 и пункт 32 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, определяющие компетенцию Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при  Президенте Республики Беларусь по делам об административных правонарушениях. При этом процессуальные полномочия данного органа уточняются исходя из особенностей той сферы, в которой он осуществляет государственный контроль (пункты 10, 20 статьи 2 Закона).

Кроме того вносятся изменения в часть 1 статьи 3.13, статью 3.20, пункты 26 и 28 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, уточняющий полномочия налоговых органов, органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях (пункты 14, 17 и 20 статьи 2 Закона).

Данное правовое регулирование направлено на оптимизацию исполнения указанными государственным органами своих функций в административном процессе, уточнение их компетенции с учетом области общественных отношений, в которой они осуществляют государственный контроль (надзор).

Ряд предусматриваемых Законом корректировок обусловлен необходимостью совершенствования положений ПИКоАП с учетом изменений и дополнений, вносимых в КоАП.

Пунктами 26 и 28 статьи 2 Закона в новой редакции излагаются положения ПИКоАП, предусматривающие упрощение административного процесса, в частности о возвращении владельцу изъятых у него предметов и документов до направления дела об административном правонарушении на рассмотрение; закрепляющие возможность применения при определенных обстоятельствах освобождения физических лиц от ответственности при малозначительности правонарушения без соответствующего процессуального оформления.

Данные положения Закона направлены на оптимизацию административного процесса и процессуальную экономию, в том числе сокращение расходов бюджета по учету и хранению изъятого имущества, уменьшение документооборота и связанных с ним неоправданных временных и материальных затрат государственных органов.

 

Юрий Федоренко