Ветераны Великой Отечественной войны

Ветераны Великой Отечественной войны, проходившие службу в подразделениях Минского городского управления Департамента охраны МВД Республики Беларусь

Быстро летит время. И вот, исполняется уже 75 лет с момента окончания самой ужасной войны в истории человечества. Войны, которая унесла десятки миллионов жизней.

С каждым годом все меньше и меньше становится людей-современников тех героических дней, ветеранов Великой Отечественной войны. Каждый год на экраны страны выходят фильмы, посвященные героям Великой Отечественной войны, издаются книги, описывающие события того грозного времени.

Но ничто не может отчетливей передать всю палитру чувств, эмоций, жизненных переживаний, чем воспоминания живых свидетелей тех суровых дней.

И чем дальше уходят в историю те события, тем яснее становится их историческое значение.

Шуренков Степан Викторович

Ветеран Великой отечественной войны, бывший начальник отдела вневедомственной охраны при отделе внутренних дел Ленинского района г. Минска подполковник милиции в отставке

017

 

023

Степан Викторович родился в 1925 году в деревне Светое Жлобинского р-на Гомельской области. К началу войны успел окончить семь классов, остался на территории, оккупированной немцами в августе месяце 1941 года. Будучи на оккупированной территории, подбирал все брошенное оружие и топил его в реке. Позже все это оружие было передано партизанам 8-ой Рогочевской партизанской бригады, в ряды которой он вступил в 1943 году. После прихода регулярных частей Красной Армии бригада оказалась в Минске и для службы в армии не подлежала.

Степан Викторович уехал в город Жлобин учиться на машиниста паровоза железной дороги, а позднее все-таки был направлен на фронт. Принимал участие в удерживании Сандомирского плацдарма на р. Висла. Участвовал в освобождении городов Польши: Варшава, Лодзь, Краков и др. Участвовал во взятии города Берлина и в штурме Рейхстага. Первого мая 1945г. артиллерийский полк в Берлине был окружен и почти весь уничтожен. Степан Викторович получил ранение в грудь и в ногу, а второго мая немцы «сдали» город Берлин и прекратили сопротивление. Службу в Советской Армии продолжал в Германии до 1951 года в звании старшины.

После окончания сверхсрочной службы поступил в милицию в качестве рядового милиционера. Несколько лет работал паспортистом паспортного стола в 9-м отделении милиции города Минска. Работал оперуполномоченным ОБХСС, старшим оперуполномоченным – начальником ОБХСС Заводского РОВД г. Минска. В 1971 году назначен начальником отдела охраны Ленинского района. В 1973 году уволился на пенсию в звании майора. Будучи на пенсии, работал на электротехническом заводе и на Минском автозаводе. В 1994 г. повторно ушел на пенсию с Минского автозавода.

В настоящее время трудится на творческой ниве, пишет стихи. Является членом первичной ветеранской организации отдела, передает свой жизненный и милицейский опыт молодым сотрудникам.

Вот некоторые стихи из сборника стихов Степана Викторовича «Это жизнь моя», посвященного ветеранам войны и ветеранам органов внутренних дел Беларуси.

Дорогие ветераны
Честь и слава вам, друзья,
Жизнью часто рисковали,
Упрекать ни в чём нельзя.
Так живите, ветераны,
Дай вам бог здоровья,
Чтобы были, как и раньше,
С молодыми в ровне.

И начало, и конец

Я был парнем, лет шестнадцать,
Жизнь текла так, не спеша,
Я тогда только окончил
Семь классов сельской НСШ.

А потом войной хлестнуло,
Как мешком из-за угла,
На моём челе том детском
Складка первая легла.

Закрутила, завертела
Завируха той войны,
Оглянуться не успели,
Как потеряли пол страны.

Война – то голод, смерть, и холод,
Нищета и кровь, и слёзы,
Разлетелись мелкой пылью
О победах наши грёзы.

И пришлося всё осмыслить,
Как нам нужно воевать,
Защищать страну родную
И свой дом, старуху мать.

В партизаны я ушёл
Защищать родной очаг,
Это был неслучайный
Патриотический мой шаг.

Всему нужно было учиться,
Жить в лесу и воевать,
Чтобы жизни сохранить,
Страну родную защищать.

Не знали мы тогда структуры
Партизанского житья,
Я стал разведчик партизанский,
Где сохранить себя нельзя.

Это смертник и шахид,
Тогда мне это не дошло,
Но видно я родился в рубашке,
Что мне так крупно повезло.

По наивности своей
Я так думал, полагал,
Что погибнуть не могу,
И что рок мне помогал.

Освободили Беларусь мы,
Прошли Германию с боями,
Судьба нам жизни сохранила,
Видно бог всегда был с нами.

Мы не щадили своих жизней,
Опасность смерти презирая,
Но старость нам не миновать,
Мы дошли до жизни края.

Хоть нам уже за восемьдесят,
Но старость мы не принимаем.
Полной жизнью мы живём,
И бодрость духа сохраняем.

О смерти мы не помышляем,
Пусть не крадётся к нам старуха,
Если нагло будет лезть,
То получит она в ухо.

08.12.2006 г.

Защитникам отечества

Защитники отечества,
Сегодня вы герои,
На защиту Родины
Встали вы горою.

Богатыри эпохи,
Сейчас вас величают,
Оттают вам почести,
Героями считают.

Ваша слава не померкнет,
С годами чувства жарче,
И ордена на груди вашей
Заблестели ярче.

Только грудь уже не та,
Стала она уже,
Здоровье ваше пошатнулось,
Намного стало хуже.

Но вы всё-таки держитесь,
Проявляя героизм,
Отдаляя час последний
И минуты той трагизм.

Время уходит незаметно,
Его нельзя остановить.
Наша цель продлить вам годы,
Последний день тот отдалить.

Года бегут неумолимо,
Не повернуть нам их успять,
Все стареем непременно,
Вторую жизнь нельзя начать.

За жизнь держитеся всем телом,
Как за пядь родной земли,
Чтобы дольше День Победы
Отмечать ещё смогли.

Ослабели ваши плечи,
Ноги, зрение и слух,
Вас не радуют награды,
Не цените своих заслуг.

Вы соберите свои силы
В грозный мужеский кулак,
Как бывало там на фронте,
И держите себя так.

Жаль, что с каждым новым годом,
Все меньше можем вас собрать,
Чтобы праздник всенародный,
День Победы отмечать.

Пусть судьба вас сохраняет,
Как на фронте в грозный час,
Чтобы новый День Победы
Могли б отметить вы подчас.

Так живите до ста лет,
Чтобы жизнь была вам в сладость,
Чтобы меньше вам болеть,
Она давала бы вам радость.

23.02.2007 г.

Борисенко Анатолий Игоревич

Бывший заместитель начальника отдела вневедомственной охраны при УВД Мингорисполкома, житель блокадного Ленинграда, подполковник милиции в отставке

_DSC3059

 

Борисенко

Анатолий Игоревич родился в Петергофе (ныне Петродворец) Ленинградской области в 1937 году. В 41 году в возрасте 4 лет с семьей приехал к своей бабушке в Ленинград. 8 сентября, когда Толе Борисенко едва исполнилось 4 года, началась трагическая и вместе с тем героическая страница в нашей истории – блокада Ленинграда.

По плану Гитлера, город должен был быть стерт с лица земли, а войска, оборонявшие его – уничтожены. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором.

В блокированном городе оказалось более 2,5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Запасов продовольствия и топлива было очень мало. Начавшийся голод, усугублённый бомбежками, проблемами с отоплением и параличом транспорта, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. Маленький Толя около года находился в осажденном городе. И лишь в июле 1942 года его, как и многих других детей эвакуировали на «большую землю».

Из воспоминаний А.И.Борисенко:

-…Нас в квартире осталось четверо: наша семья из трех человек (мама, я и брат Валерий, которому было всего 2 года) и мамина младшая сестра Лида (13 лет), которую бабушка оставила с нами, что бы помочь маме (которая была беременна третьим ребенком) смотреть за нами малышами. Никто не мог представить что такое блокада, что такое голод, что даже один лишний человек будет тяжелой ношей для семьи, в деле добывания всевозможного пропитания.

— …в конце 1941 года (примерно в ноябре) с фронта к нам приезжал папа (на несколько часов), был он высокого роста, в солдатской шинели и шапке-ушанке, с вещевым мешком, из которого отдал нам все свои продукты питания и много улыбался – был очень рад нашей встрече. Вот такой образ отца остался в моей памяти. Через три месяца (в феврале 1942 года) папа погиб в бою под г. Колпино Ленинградской области.

-…в январе-феврале 1942 года мама родила девочку (мою сестричку), но она прожила недолго. Из-за холода (топить печь было нечем, да и сил не было) мы спали четверо на одной кровати: мама с маленькой сестричкой в одну сторону, а я с братом у них в ногах в другую сторону. Несмотря на то, что обычно, слабо освещая комнату, горела коптилка, которая стояла на табурете около кровати, мама периодически в течение ночи стучала кочергой о ножку железной кровати, тем самым, отгоняя крыс. В одну из ночей крыса забралась к нам на кровать и укусила за щеку маленькую сестричку, внесла инфекцию, началось заражение и моя сестричка умерла. Хорошо помню маленький гробик, который сделал сосед и как плакали мама и ее сестра Лида. Малышку мама похоронила на Смоленском кладбище в общей могиле, в которой хоронили много умерших ленинградцев. Крысы были размером с кошку.

-…весной и летом 1942 года мы ходили по скверам и собирали молодую крапиву и одуванчики, которые варили и ели. А крапива нестерпимо жгла мои руки и мне было больно. Так же было больно и брату и мы оба плакали, а мама и ее сестра Лида опускали наши руки в холодную воду, от холодной воды рукам становилось еще больней.

Ленинградцы выстояли, выжила и семья Борисенко. Что-то невидимое, какая-то высшая сила спасала эту семью. Особенно веришь в это, когда Анатолий Игоревич рассказал о последних днях жизни в осажденном Ленинграде, об эвакуации.-…Моя мама работала медицинской сестрой в одном из госпиталей Ленинграда. Медработников не хватало. Несмотря на это поступило указание эвакуационного комитета об эвакуации нашей семьи из города. Это произошло в июне или июле 1942 года. Помню, как мы ехали в поезде, и как приехали на какую-то станцию. Поезд остановился и все стали выходить из вагонов. Образовалась большая колонна людей, которая затем медленно пошла на пристань, где стоял большой корабль. Люди стали постепенно заходить на него. Приближалась и наша очередь, но примерно за 6-10 человек от нас очередь остановили, сказав, что корабль перегружен и надо ждать следующий. Никто не роптал, никто не возмущался – все тихо стояли и ждали. Переполненный корабль медленно отошел от причала и поплыл через Ладожское озеро. Знать бы нам тогда что будет дальше…

Через некоторое время к причалу подошел небольшой катер, в который погрузилось человек 15-20 и мы поплыли вслед кораблю, который дымил на горизонте. Погода стояла хорошая, светило солнце, на небе ни облачка, был небольшой ветерок. И в это время в небе появился немецкий самолет-разведчик, двухфюзеляжный, или как все его называли – рама. Взрослые люди на нашем катере стали беспокоиться и с тревогой говорить, что это плохо, что «рама» или начнет корректировать огонь немецкой артиллерии по кораблю или нашему катеру, или вызовет самолеты-бомбардировщики, что бы разбомбить нас. Так и получилось. Через некоторое время в небе появились 2 или 3 немецких бомбардировщика и разбомбили большой корабль. Наш катер немцы не бомбили. Вероятно, он был для них малой мишенью. Или же они решили улететь, так как в небе появились советские самолет. Так как наш катер шел по курсу разбомбленного корабля, то мы оказались на месте его гибели и я отчетливо помню, как по синей воде плавали полосатые матрацы с корабля и чудом уцелевшие люди. На наш катер подняли несколько человек и он оказался критически перегружен, так что сам мог пойти ко дну. Катер покинул место трагедии, не имея возможности чем-либо помочь гибнувшим людям. А люди еще старались как-то выжить, цеплялись за матрацы, которые постепенно намокали и шли ко дну, а с ними и люди тонули, тонули, тонули…

Это история жизни лишь одного из 400 тысяч детей осажденного города.

Прошли годы.

В 1961 исполнив почетный долг службы в Вооруженных силах, Анатолий Игоревич решил связать свою судьбу с милицейской службой. Выпускник средней школы МВД СССР города Минска, Анатолий Игоревич Борисенко без малого двадцать семь лет своей жизни посвятил службе в органах внутренних дел, за это время он достойно прошел путь от инспектора охраны общественного порядка до заместителя начальника. В послужном списке подполковника милиции в отставке много благодарностей и поощрений. Грамота Верховного Совета БССР за организацию безопасности Олимпийских игр, проходивших в 1980 году, в том числе и в Минске. На ветеранском кителе в несколько рядов сияют более десятка медалей. Анатолий Игоревич женат, воспитал троих детей, нянчится с внуками.

Любовь к Родине, честь, совесть, ответственность — вот основные понятия, которые нужны в жизни человеку, и эти жизненные понятия яркой нитью переплелись с насыщенной биографией жизни Анатолия Игоревича Борисенко.

Соловей Михаил Степанович

Бывший заместитель начальника отдела вневедомственной охраны при УВД Мингорисполкома, полковник милиции в отставке

Соловей М.С.

 

 

DSCN3671

 

 

_DSC5994

В 1941 году Михаил Степанович Соловей окончил 7 классов. Уже в первые дни войны — вспоминает Михаил Степанович по деревне Прудск, что в Пуховичском райне поползли слухи, один страшнее другого. Но Михаил Степанович, как и многие советские граждане, твердо верил, что Красная армия в считанные дни разобьет врага и победоносно завершит боевые действия на вражеской территории. И вот меньше чем через неделю по дороге, что шла возле его родной деревни поползли нескончаемые колонны вражеской техники и солдат в серо-зеленой форме. Глядя на эту армаду, еще вчерашний школьник подумал, что с этой силой будет справиться не так легко, как пели в довоенных фильмах. Потянулись долгие месяцы оккупации…
В мае 1942 г. из партизанских отрядов, которые действовали на территории Узденского, Копыльского, Дзержинского, Краснослободского, Гресского и Слуцкого районов, была создана партизанская бригада имени К.Е.Ворошилова во главе с П.П.Капустой. В сентябре 1942 г. бригада имени К.Е.Ворошилова насчитывала более 2500 партизан. В Слуцк для работы в учреждениях и полиции были направлены партизаны — подпольщики. В состав бригады входили отряды имени Г.И.Котовского, Н.А.Щорса, С.М.Буденного, В.И.Чапаева, а с июля 1942 г. — имени Г.К.Жукова, с августа — имени А.В.Суворова, с октября — имени М.В.Фрунзе и «Боевой».
С осени 1942 г. партизанское движение в тылу врага приняло характер всенародной войны против гитлеровских оккупантов.
Летом 1943 года трое друзей(Матусевич, Романович,Соловей) из деревни Прудск после ночного разговора с партизанами, которые остановились на постой в их деревне приняли окончательное решение уйти в партизанский отряд им.Щорса, который на тот момент входил в состав 3-Минской бригады им. Буденного
КРАТКАЯ СПРАВКА:
3-я Минская бригада им. С. М. Буденного.

Создана в июне 1943 г. в соответствии с решением Минского подпольного межрайкома КП(б)Б на базе отрядов им. К. Е. Ворошилова, им. Н. А. Щорса, выделенных из 2-й Минской бригады, и вновь образованного отряда им. С. Г. Лазо. Позже был организован отряд им. 25-летия ВЛКСМ и включен отдельный отряд «Непобедимый». Бригада действовала в Пуховичском, Руденском, Минском и Стародорожском районах.
Соединилась с частями Красной Армии 2 июля 1944 г. в составе 5 отрядов общей численностью 1313 партизан. Из них: мужчин — 1131, женщин — 154, белорусов — 862, русских — 247, украинцев — 93, других нац. — 83, членов ВКП(6) — 36, кандидатов — 68, членов ВЛКСМ — 215, беспартийных — 966. Демографические данные на 28 человек не установлены. Командир бригады — Мысник Григорий Петрович (июнь 1943 —июль 1944). Комиссар — Крайко Владимир Евдокимович (июнь 1943 —июль 1944). Начальник штаба — Гиро Ефим Миронович (июнь 1943- июль 1944).
Я не мог не поинтересоваться у Михаила Степановича и самой запомнившейся партизанской акцией, в которой участвовал юный партизан. Какая? Задумался на минуту старый фронтовик. Та, в которой должен был погибнуть, но чудом остался жив. Весной 1944, в разгар одной из карательных акций, которые проводили фашисты против партизан, поступила команда взорвать мост у деревни Шишковичи , дорога через который вела вглубь партизанской зоны. Группа подрывников решила взять на задание молодого 18 летнего парня, Михаила Соловья. Ему доверили нести специально изготовленную для данной акции взрывчатку, которая была упакована в самодельный деревянный ящик. Ящик был помещен в специально сшитый мешок…
Но, партизаны попали в засаду. Завязался бой, в котором партизанам пришлось отступать. Юный Михаил, забросив за спину мешок с взрывчаткой стал отползать в сторону леса, сзади доносились автоматные очереди. Через некоторое время уцелевшие партизаны собрались в условленном месте. И только на поляне я заметил, что мешок с взрывчаткой прошила автоматная очередь, расколов деревянный ящик, и я чудом остался жив. Прибыв в отряд еще и «нагоняй» получил от командования за то что не уберег вверенное мне имущество.
Многое пришлось пережить юному партизану… Каждый партизан, уходивший на задание, понимал, что идет на верную смерть, был готов к ней, он осознавал, что если попадет в руки к врагам живым, то смерть от пули будет еще подарком судьбы.
Но вот летом 1944 года началась долгожданная освободительная операция «Багратион» и партизанская бригада в которой воевал М.С. Соловей можно сказать влилась в один из стрелковых полков освобождавших Беларусь. Бок обок, с регулярными частями партизаны громили врага. И вот командир полка принимает решение зачислить всех молодых партизан в состав полка. А таких оказалось не мало. Так сменив партизанскую телогрейку на солдатскую гимнастерку партизан Соловей дошел практически до Варшавы.

Во время службы в Красной Армии, был принят кандидатом в члены КПСС. После демобилизации в 1949 году поступил на службу в милицию рядовым сотрудником. Через 8 месяцев службы был направлен в школу милиции в г. Каунас. Михаил Степанович вспоминал, что во время учебы неоднократно участвовал в охране общественного порядка во время различных политических акций. В 1950-е годы в Прибалтике, активно действовало антисоветское подполье. Михаил Степанович вспоминает, как во время выборов в местные советы Литовской ССР, был убит его однокурсник, уроженец г. Минска, который нес службу на одном из избирательных участков. В 1953 году Михаил Степанович окончил школу милиции. Еще в школе он был принят в члены КПСС. По распределению был направлен для работы в ОУР УМ МГБ БССР.
Работая в уголовном розыске, М.С. Соловей не переставал самосовершенствоваться. Ведь война прервала его обучение в школе. Михаил Степанович поступил в вечернюю школу и окончил 10 классов. В скорости после был направлен в Могилевскую среднюю специальную школу транспортной милиции, которую окончил в 1960-м году. В 1961 году Соловей был направлен в Высшую школу МВД РСФСР которую окончил в 1965 году получив высшее юридическое образование. Работал на различных должностях оперативной работы. В этом же 1965 году был назначен заместителем начальника отделения милиции, в 1970 назначен начальником .За время службы дважды избирался депутатом районного Совета депутатов трудящихся.
В далеком 1975 году судьба связала Михаила Степановича с вневедомственной охраной. Он был назначен начальником отдела вневедомственной охраны Октябрьского района г.Минска. А в 1980 году был назначен заместителем начальника вневедомственной охраны г. Минска.
В 1982 году в возрасте 55 лет Михаил Степанович вышел в отставку. За время службы в Советской Армии и ОВД был не раз отмечен Родиной: награжден орденом Отечественной войны IIстепени, 24 –мя медалями, Грамотой Верховного Совета БССР, Почетной грамотой за подписью Министра Внутренних дел СССР Н.А. Щелокова, Почетной грамотой МВД БССР за подписью генерал – лейтенанта А. Климовского, 16 –ю почетными грамотами начальников УВД г.Минска.