Сотрудники и работники Ленинского (г. Минска) отдела Департамента охраны смогли пропитаться духом исторического наследия родной Беларуси во время экскурсионной поездки в г/п Станьково, который находится в Дзержинском районе.
Остановка в парке д. Станьково, который является свидетелем событий 19 века. В документальных источниках Станьково известно с конца 15 века. Принадлежало оно Дорогостойким магнатам Радзивилам, во второй половине 18 века Казначею Дереасу, а с 1799 года графу Чапскому.
Эмерик Гуттен-Чапский родился в родовом имении Станьково под местечком Койданово (ныне — гор. Дзержинск). Окончив Виленскую гимназию, затем — естественный факультет Московского университета, Э. Гуттен-Чапский поступил в 1851 г. на службу в Министерство Внутренних дел. Женитьба в 1854 г. на Елизавете (1833-1916), дочери крупного государственного деятеля барона Г.В.К. Мейендорфа, во многом предопределила блестящую карьеру Э.Гуттен-Чапского при Императорском дворе и на гражданской службе: титулярный советник, коллежский советник и вице-губернатор Новгорода; статский советник, вице-губернатор С.-Петербурга и директор Петербургского Тюремного комитета; действительный статский советник; член-консультант Министерства Юстиции и вице-директор Горного департамента; тайный советник, директор Лесного департамента и инспектор Корпуса лесников. В 1879 г. выходит в отставку и надолго поселяется в Станьково.
Э. Чапский в 1880году строит в Станьково усадебный дом в романтическом стиле с использованием элементов средневековой архитектуры. Также в этот период был построен павильон «скарбница» специально для богатейшей библиотеки, нумизматической коллекции и художественного собрания владельца Э. Чапского. Здешний парк — памятник садово — паркового искусства середины 19 века. Парк пейзажного типа с элементами романтического направления, имеет ровный рельеф. В нём были оранжереи, теплицы и питомники. Ежегодно в конце 19 века из него продавалось около 4 тысяч саженцев фруктовых деревьев. Парк занимает площадь (без озера и фруктового сада) около 15 га. Озеро парка создано искусственно, путём запруды небольшой речки Рапусы, протекающей по южной окраине усадебной территории. Основной парковый массив был расположен перед усадебным домом на пологом склоне прибрежной территории водоёма. Фланги газонов, островки водоёма и церковь живописно оформлены посадками тополя, сосны, лиственницы, пихты, ели обыкновенной, туи западной, каштана конского, клёна остролистного. По сторонам бывшего усадебного дома произрастают: сосна веймутова, вяз обыкновенный плакучий, пихта сибирская, клён. Осенью 1894 г. Э. Гуттен-Чапский, после конфликта с сыном Карлом (с 1890 г. — бургомистр Минска), покинул Станьково и в 1895 г. обосновался в Кракове.
Граф Гуттен-Чапский в середине 19 века в деревне Станьково основал церковь в честь Святителя Николая. На стройку пожертвовал 2 тысячи серебром – тогда огромные деньги. Граф Чапский был католиком. По легенде, храм он строил для жены. Она была православной. Место выбрали не случайно – прямо напротив усадьбы Чапских. От усадьбы почти ничего не осталось, а стены храма выстояли. Свято-Никольскую церковь была закрыта в 30-е годы прошлого века. Испытания на прочность – одно за другим. Храм превратили в зернохранилище, потом решили вовсе избавиться. Неравный бой весной 1961 до сих пор помнят старожилы. Храм взорвали, а потом предоставили дело технике. В 2012 году храм восстановили общими усилиями. И сегодня Станьково притягивает паломников. Здесь служил отец Валентины Минской – первой белорусской святой, прославленной в лике блаженных. Сама Валентина здесь крестилась. Кстати, церковь строили по проекту Константина Тона. Он же – автор храма Христа Спасителя в Москве. Это единственная работа известного зодчего в Беларуси. По пути следования к историческим местам работники отдела смогли посетить место захоронения блаженной Валентины Минской.
Известность д. Станьково принес также период Великой Отечественной войны. 20 октября 1941 года гитлеровцы сожгли в Станьково вместе с мирными жителями дома. В начале войны в Станьково возникла подпольная группа, члены которой влились в Дзержинскую подпольную организацию. Подпольщица Анна Александровна Казей вовлекла в борьбу против захватчиков не только односельчан, но и своих детей Ариадну и Марата. В 1941 году Анна Казей, прятала у себя раненых партизан — за что была казнена немцами. Ариадна и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом — когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Когда на самолете ее увозили в госпиталь, командир отряда предложил лететь с ней и Марату, чтобы он продолжил прерванную войной учебу. Но Марат отказался и остался в партизанском отряде. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу». А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было — Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие — две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу? Скорее всего — и про то, и про другое, и про третье. А более вероятно то, что двигала им отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе, а смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны — все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.
Окунуться в атмосферу времен Великой Отечественной войны, ознакомиться с бытом партизан сотрудники и работники отдела смогли побывав в филиале музея ВОВ – реконструкция «Минского укрепрайона», а также в комплексе «Партизанский лагерь». Это реконструкция лагеря партизанского формирования периода Великой Отечественной войны. Партизанский лагерь являлся временной стоянкой для проживания. Реконструкция лагеря включает в себя: штабную землянку с радиостанцией, землянку командира, жилые землянки рядового состава, типографию, караульную землянку, оружейную мастерскую, лесную школу и санчасть (всего 10 землянок). Здесь же можно было увидеть величавый дуб, который назван «Лесным стражем». Возраст его приблизительно 500 лет.
Прекрасные природные ландшафты, теплое осеннее солнце, дружеская атмосфера в коллективе принесли массу положительных эмоций и воспоминаний.


Андрей Данильченко
Фото автора