С 27 июля 2019 года вступил в силу Декрет №2 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь», предусматривающий корректировку декретов от 17 декабря 2002 года № 28 и от 18 октября 2007 года № 4, регулирующих производство, оборот и потребление табачных изделий. Он ужесточает антитабачное законодательство в Беларуси. Основной целью документа является последовательное ограничение доступности табачных изделий, электронных систем курения, жидкостей для них, систем для потребления табака. Это в свою очередь будет способствовать предотвращению негативного влияния курения на состояние здоровья настоящего и будущих поколений, а также создаст условия для защиты здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления (курения) табачных изделий, использования электронных систем курения, систем для потребления табака.
Декрет содержит нормы различного характера. В частности, предусмотрены запрещающие меры. В числе основных — запрет на рекламу жидкостей для электронных систем курения, а также оказание спонсорской безвозмездной помощи в виде табачных изделий, электронных систем курения, жидкостей для них, систем потребления табака. Запрет реализации методом открытой выкладки, который сейчас касается продажи табачных изделий, будет распространен на жидкости для электронных систем курения. Антитабачный декрет также содержит запрет на использование на вывесках торговых объектов слов, тождественных или сходных до степени смешения с наименованием видов табачных изделий. Ряд нововведений касается нанесения информации на потребительскую упаковку. В частности, на упаковке электронных систем курения (в том числе жидкостей для них), а также систем для потребления табака должны будут содержаться сведения на русском или белорусском языке о запрете продажи этих изделий лицам моложе 18 лет.
В целях создания бездымной среды разделены объекты, в которых запрещается курение, на две категории — в которых полностью запрещено курение и невозможно создавать специальные зоны для курения, и те, в которых курение запрещено, но при этом должны быть созданы специально предназначенные для этой цели места.
Так, к объектам, в которых установлен полный запрет на курение отнесены:
лифты и вспомогательные помещения многоквартирных жилых домов, общежитий;
детские площадки;
рабочие места, организованные в помещениях;
территории и помещения, занимаемые спортивно-оздоровительными и иными лагерями;
помещения и территории, занимаемые учреждениями образования, организациями, реализующими образовательные программы послевузовского образования;
подземные переходы;
станции метрополитена;
остановочные пункты на маршрутах автомобильных перевозок пассажиров и перевозок пассажиров городским электрическим транспортом;
посадочные площадки, используемые для посадки и высадки пассажиров;
все виды транспорта общего пользования;
автомобили, если в них присутствуют дети в возрасте до 14 лет;
иные места, определенные законодательными актами Республики Беларусь.
К объектам, в которых курение разрешено в специально созданных (выделенных) для этой цели местах, отнесены:
торговые объекты и объекты бытового обслуживания населения,
торговые центры
рынки;
объекты общественного питания, территории летних площадок (продолжений залов);
границы территорий, занятых пляжами;
территории и помещения, занимаемые организациями физической культуры и спорта, физкультурно-спортивными сооружениями;
производственные здания (помещения);
помещения и территории, занимаемые государственными органами, организациями культуры и здравоохранения, санаторно-курортными и оздоровительными организациями, организациями, оказывающими услуги связи, социальные, банковские, страховые, гостиничные и иные услуги, а также организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
помещения, предназначенные для приема граждан, в том числе по вопросам осуществления административных процедур;
помещения пассажирских терминалов автомобильного транспорта, портов и аэропортов;
помещения и территории железнодорожных станций, предназначенных для обслуживания пассажиров железнодорожного транспорта общего пользования;
морские суда, суда смешанного (река–море) плавания.
Деятельность органов внутренних дел, особенно на первоначальном этапе, нацелена на профилактическую работу с населением. Что касается административной ответственности, то нарушителей ожидает штраф в размере до 4 базовых величин.
Справочно: в 2017 годув Беларуси к такой ответственности было привлечено примерно 13 тысяч человек, за 2018-й год это цифра составила 11 тысяч человек.
К примеру, раньше за курение на детской площадке сотрудники милиции могли лишь сделать устное замечание, теперь же за него полагается штраф. Если за таким занятием будут замечены дети до 16 лет, к ответственности могут привлечь их родителей. Если будет установлено, что причина — невыполнение родителем обязанностей по воспитанию ребенка, то в соответствии со ст. 9.4. КоАП Республики Беларусь штраф может быть увеличен до 10 базовых величин.
Алексей Петухов